Благодаря диверсификации мы стали узнаваемыми

О своем десятилетнем опыте диверсификации и о мерах господдержки рассказал Александр Кулик, председатель совета директоров АО «КАМПО», до 1993 года - Орехово-Зуевское специального конструкторского бюро кислородно-дыхательной аппаратуры (СКБ КДА).

- Александр Юрьевич, расскажите об опыте диверсификации вашего конструкторского бюро.

- Не надеюсь сообщить истины, но если наш опыт будет кому-то полезен, я буду очень рад. С 1953 года мы занимаемся техникой экстренной медицины, пожарным и спасательным оборудованием, водолазным снаряжением, морской, авиационной и космической техникой. Мир постоянно меняется, неуклонное изменение объёмов закупок направлено в сторону радикального сокращения, что не может нас не беспокоить.

- В чем состоит процесс диверсификации предприятий?

- Например, сейчас мы строим 200-тонные судоподъёмные понтоны, это достаточно крупные конструкции. Чтобы вы себе их представляли, это объект диаметром 6 м длиной 12 м, насыщенный разного рода системами. Сейчас заканчивается постройка катера, предстоит начало испытаний. Или другой пример. Мы давно поставляем продукцию для судостроительной промышленности. Восемь лет назад приняли решение заниматься судостроением самостоятельно. Учитывая, что подмосковное Орехово-Зуево не порт пяти морей, строили суда водоизмещением до 140 тонн по модульному принципу. На сегодняшний момент уже построено порядка 100 объектов: многофункциональные суда и катерамодульные причалы с контейнерными модулями: обеспечения водолазных работ, медицинский, модуль-мастерская и т.д. На базе морских контейнеров мы строим самое разное оборудование. Делаем катера-бонопостановщики для Транснефти, активно работаем с пожарной охраной на тему перспективных пожарных судов и катеров.

- Как вы выбираете новые направления для производства?

- Мы исходим из потенциала нашего производства, которое у нас мало-мальски прилично выстроено, и им удобно пользоваться. Но иногда идеи рождаются по ходу работы. Наше новое направление – судовая мебель и интерьеры – возникло тогда, когда при выпуске собственных судов мы поняли, что заказывать судовую мебель крайне дорого и не всегда качественно. Стали делать сами. А если уж мы уже делаем мебель для судостроения, почему бы не делать качественную дубовую мебель в кабинеты или библиотеки? Освоили и это производство, оно востребовано. Занимаясь этим, решили освоить и средства борьбы за живучесть судов. Мы не думали раньше об этом направлении, но прекратило существование профильное предприятие, и мы подстроились под его номенклатуру, получили лицензии. Борьба за живучестьсудов предполагает и устранение, аварийных повреждений с помощью так называемого аварийного лесоматериала: брусьев, досок. Затем мы освоили морские огнетушители. То есть мы не жалуемся на отсутствие идей или заказов, несмотря на специфику своей работы. На рынке ищем свободные ниши. У нас на основе системы менеджмента качества хорошо выстроено управление производственными процессами и в эту систему встраивается производство практически любой продукции.

- Какой вид вашей новой продукции занял наибольшую долю в общем обороте?

- Лет 15 назад в рамках подготовки одного снаряжения мы столкнулись с водолазными ножами. Уважаемая организация, которая взялась за их разработку, заказ за безумные деньги успешно провалила, и мы были вынуждены сами делать эту работу. Потом стали выпускать и другие ножи - за десять лет производство ножевой продукции у нас стало одним из бюджетообразующих. Мы и сами не предполагали, сколько в нашей стране потребителей данного вида продукции. Ножи специального назначения востребованы гражданскими водолазами, охотниками, туристами и просто любителям вещей с некоей легендой. 

- Как вы мотивируете своих специалистов создавать новые идеи в области диверсификации?

- Конструктор теряет мотивацию, когда ему скучно. Чтобы не давать их мозгам закиснуть, мы ставим перед ними сложные интересные задачи. Если огнетушители не бог весть, какие сложные конструкции, то, например, газобаллонные самозарядные пистолеты в дизайне и габаритах боевого оружия с имитацией движения затвора конструктивно гораздо сложнее, чем боевые пистолеты.

- Как вы оцениваете свои результаты диверсикации?

- В целом неплохо. Номенклатура, освоенная за последнее десятилетие, заместила половину традиционной номенклатуры, объемы которой с каждым годом уменьшаются в силу насыщения рынка. Если бы не новые направления, такие как судостроение, судоремонт, выпуск ножей, огнетушителей, мебели, изделий из стекла и другого, мы потеряли бы и половину оборота, и способность к развитию.

Благодаря диверсификации мы стали узнаваемыми, в последние годы мы наблюдаем взрывной рост посещаемости сайта. Мы закрепили свои рыночные позиции по ряду новых направлений и проводим активную работу по продвижению на рынок новых разработок.                                                                 

- Откуда вы берете средства на диверсификацию?

- За свой собственный счет это почти нереально, но у нас очень хороший опыт взаимодействия с Фондом развития промышленности. В прошлом году мы взяли льготный займ на 94 млн. рублей под 1% по программе "Противодействие пандемии» на закупку комплектующих, зарплату и оснастку под медицинскую продукцию – аппарат ИВЛ, кислородный ингалятор и на разработку противовирусной маски. На сегодняшний день наша маска – единственное средство индивидуальной защиты, которое реально защищает от вируса как пользователя, так и окружающих в случае, если пользователь является носителем вируса.

 - Вы знаете, как и что делать?

- Каждый товар требует своего подхода. И обстоятельства других компаний потребуют от них своих решений. Где-то мы укрепляем и совершенствуем свою систему сбыта, где-то проводим диалог и взаимодействие с региональными дилерами. Ищем рыночные ниши, в которых востребована дорогая высокотехнологичная продукция и думаем над тем, что мы можем там предложить, развиваем новую номенклатуру конкретно под них. Занимаемся психологией управления, не только технологиями, у нас большие процессы идут. И знаем, что найдем применение своим компетенциям.