"Пришёл человек на работу"

- Это было давно, в 56-м году, тогда после окончания Московского института химического машиностроения пришел в СКБ - говорит ведущий специалист В. А. Малышев. О том, что происходило в те времена с наукой и производством можно сказать всего двумя словами – бурный рост. Собственно говоря, это определяло и профиль обучения в разных учебных заведениях.
По словам Владимира Алексеевича, группа, в которой он получал знания, изначально была ориентирована на кислородное оборудование. Так что Орехово-Зуево и СКБ, это не случайное распределение. Кстати, до Малышева специалистами предприятия уже стали бывшие выпускники МИХМа Л. А. Поздеев, С. Я. Репин и А. Н. Молодцов. Дело в том, что сама спецгруппа в институте была создана одновременно с постановлением правительства о создании СКБ КДА.. - Вообще-то, мой дипломный проект был по высотной тематике - продолжает собеседник. - Но уже здесь, на месте меня переориенторовали на подводную тему. Нас особо не спрашивали - где нужен, там и работаешь. А вообще считаю, что мне повезло, да и спрос на инженеров тогда был большой. О времени своего студенчества Владимир Алексеевич рассказывает с улыбкой. Да и как не улыбаться, вспоминая интересную, во многом отличную от нынешней жизнь в 50-х? - Тогда все стремились в Москву. Потому что в столице самые лучшие вузы. Конечно, и в других городах можно было учиться, но Москва, есть Москва. Я уж и не помню, как добирался до нее из своей Куйбышевской области. Зато отчётливо вижу Казанский вокзал с санпропускником. Через него должен был пройти каждый: одежду - в жарочную камеру, сам - в душ. Зато потом получаешь справку, с которой можно поселиться в студенческом общежитии. В молодости все нравилось, даже это.
Естественно, не обошлось и без приключений. Одно из них связано с провалом на первом вступительном экзамене в Московский энергетический институт. Как говорится, срезался на сочинении. И тут новость – в МИХМе недобор! Конечно, времени на раздумье себе никто не оставлял - главное учиться, да еще в машиностроительном вузе. Тогда технические профессии были популярны, как никогда. И вот уже Малышев - студент механического отделения. Про свою студенческую жизнь вспоминает с улыбкой. Еще бы, его тогда в группе звали "доцентиком". - Отличником не был. Но тройки не получал, нельзя. Когда учился, у меня отец умер, так что стипендия - основной доход. Чем мать могла помочь? Но мы, студенты, друг другу сильно поддерживали, вот и выживали. Хотя на жизнь не жаловались. Почему звали "доцентиком"? Не знаю. Может оттого, что небольшого роста, может еще по какой причине. Первые дни в Орехово-Зуеве для новоиспеченного инженера, выпускника института не стали испытанием знакомства с новым городом. Малышеву здесь все было известно еще по нескольким месяцам практики, которую он проходил на СКБ КДА будучи студентом. Поэтому, сразу направился с железнодорожного вокзала в Дом колхозника - гостиницу, располагавшаюся на улице Ленина, в здании, где сейчас находился ресторан "Нива". - Приехал, переночевал и пошел в СКБ - вспоминает он. - А там меня сразу определили в общежитие, что находилось рядом с заводом по адресу: ул. Гагарина, дом №7. Мы, молодые специалисты жили в двух комнатах 4-комнатной квартиры. Кроме нас еще две семьи. Молодой специалист СКБ-КДА В СКБ осваивались быстро. Собственно говоря, с этим проблем особых не было, помогала институтская специализация, как говорят сегодня "заточенная под кислородное оборудование".
По словам собеседника - "Это в нынешние времена основная масса студентов работает не по специальности. Тогда же, плюс ко всему, прямо на предприятии были организованы специальные курсы, где читались лекции по высотной, авиационной, подводной тематикам". Во многом благодаря чему во второй год своей работы Малышев получает тему для разработки специального оборудования и становится старшим инженером, а к концу 50-х его подключают к вопросам обеспечения свободного всплытия. Дело в том, что обеспечение безопасного покидания подводных лодок никогда не было темой второстепенной, а во время начала строительства больших атомных подводных кораблей, по сути, стало основной. При ответе на вопрос, случались ли в жизни моменты, когда вы гордились самим собой, Малышев задумывается.
Начинает говорить о своих коллегах, и только потом переходит к самому себе, что неудивительно, ведь практически вся его жизнь связана с СКБ, КАМПО. Наверное, поэтому слово "мы" звучит в его разговоре синонимом "я". - Было глубокое чувство удовлетворённости от выполняемых работ. Сами посудите, с помощью нашего снаряжения в 1981 году из затонувшей подводной лодки свободным всплытием спаслись 20 подводников! В 1983 г . на Тихоокеанском флоте таким же образом спаслись уже 105 человек, среди которых было много курсантов. Знаковым моментом того времени можно считать представление Владимира Алексеевича, в числе других разработчиков и испытателей к государственной премии за участие в создании спасательного снаряжения подводника. И это логично, так как, во многом благодаря их труду СССР был в лидерах по разработкам в области обеспечения спасения с больших глубин. При разговоре об этом собеседник вспоминает ведущего физиолога военно-морского флота, полковника медицинской службы Игоря Алексеевича Александрова. - Он фактически обосновал и отработал метод свободного всплытия. Талантливый врач-физиолог, исследователь. За участие в создании глубоководного водолазного снаряжения ГКС-3, для работ на глубине 200 метров 1952 г . был удостоен государственной премии.
   Еще 1956 году наши испытатели совершили погружения на 300 метров с использованием специально разработанных газовых смесей. И только спустя 6 лет швейцарец Келлер смог погрузиться на такую же глубину. • Как же обстояло дело с Государственной премией? - А мы ее так и не получили - улыбается собеседник. - При представлении материалов на соискание требовались решения управления аварийно-спасательной службы (АСС) и главного штаба ВМФ, оформленные с учётом отзывов эксплуатирующих организаций флотов. И вопрос затянулся. Когда документы легли на стол командования ВМФ, были получены сведения, что английские подводники осуществили экспериментальные выходы из подводной лодки с глубины 181 м . А наше снаряжение - до 100 метров . Короче говоря, главнокомандующий флотом на донесении написал: "Когда же наши подводники будут иметь возможность выходить с такой же глубины, как англичане?" И премия осталась лишь в мечтах. Конечно, были и другие награды, как, например министерства, за то, что Малышев сумел доказать качество работы оборудования, разработанного в СКБ КДА. Им оснащалась подводная лодка "Ленинский комсомол". Но это уже другая история. О размере вознаграждения за эту работу он, смеясь, говорит так: "Не больше, чем половина оклада". Однако трудно даже на миг представить, что основной мотивацией его и многих других специалистов, причастных к созданию дыхательной аппаратуры, были премии. Очевидно, что здесь можно говорить о чем-то большем, о патриотизме, гордости за свою работу, свою страну, за себя, в конце концов. И это при том, что сотрудников СКБ, как, например, космонавтов, никто не забрасывал цветами, не чествовал всем миром. - Да и знали лишь самих космонавтов - говорит собеседник. - Разработчики были неизвестны, как, впрочем, и все те, кто занимался подводной тематикой. Так что зависть не глодала. Мы же понимали, что по-другому нельзя. Но радовались откровенно и сильно. Знали, что мы лучшие. Если говорить о деньгах, то все зависело от плана. Выполнили - получили "прогрессивку". Не выполнили - "по шапке". О том, что вся жизнь Малышева связана с СКБ, КАМПО, "Респиратором" говорит не только его трудовая биография. В семейной жизни также не мало места отведено этим названиям. Супруга Владимира Алексеевича Светлана Сергеевна работала на "Респираторе", то есть, фактически рядом, да еще, как говорится, в одной теме. И семейные разговоры нет-нет да и заканчивались на производственной нотке.
А может, и начинались... - Моя жена, так же как и я, по распределению из института пришла на предприятие, только на "Респиратор" - рассказывает собеседник. - Работала практически всегда в 1-м механическом, была технологом, а после начальником технологического бюро цеха. Наше знакомство, как и у многих молодых людей 50-х годов состоялось на уборке урожая. Тогда все с предприятий ездили на подшефные сельхоз предприятия. "Респиратор" своих направлял, СКБ - своих. Вот так и познакомились. Потом ходили друг к другу в гости в общежития. Следом, естественно, свадьба. Специалисты предприятия на полевых работах, 1978 г . Малышева ценят не только на родном предприятии. Как подтверждение командировка начальника водолазного отдела 40-го Гос. НИИ аварийно-спасательных работ Минобороны на КАМПО в год 60-летия Владимира Алексеевича.
Как тогда было заявлено, все это ради того, чтобы от сотрудников института поздравить уважаемого им человека. Того, которому доверяют, мнением которого дорожат. Заканчивать разговор с Владимиром Алексеевичем просто не хотелось. Потому что его воспоминания основываются на местных материалах, связаны с местными предприятиями, земляками. Мало того, такие великие события, когда ликовал и радовался весь мир, как, например, полёт первого космонавта или поход первой атомной подводной лодки к Северному полюсу, напрямую связаны с Орехово-Зуевом. Задаю последний вопрос: "Что вы скажете тем, кто сегодня через 50 с лишним лет после вашего первого рабочего дня впервые придет работать на предприятие?" Нужна увлеченность в работе. Сейчас многие болеют не за нее, а за оплату труда. Только без заинтересованности не будет ничего, в том числе и денег.


Г. СПИРИН Наш.корр.
Фото из семейного архива В.А. Малышева