Вы здесь

ТРАНСФОРМЕРЫ НА СЛУЖБЕ ФЛОТА

Модульный подход к строительству катеров дает дополнительные преимущества в особый период.

В 2015 году Военно-Морской Флот Российской Федерации получил порядка 10 спасательных судов различного типа, среди которых семь  многофункциональных модульных катеров поисково-спасательного обеспечения (ПСО) проекта 23370, строителем  которых является подмосковное предприятие АО «КАМПО».

Многофункциональные модульные катера проекта 23370 являются первыми и единственными на данный момент судами в ВМФ, созданными по модульному принципу.

В свете реализуемой программы военного кораблестроения до 2050 года, одним из приоритетов которой заявлен модульный подход к проектированию и строительству кораблей ВМФ, интересен практический опыт создания модульных судов.

Для обсуждения данной темы мы пригласили разработчиков и строителей катеров проекта 23370 Генерального директора АО «КАМПО» Александра Юрьевича Кулика и заместителя Генерального директора АО «КАМПО» по судостроению Андрея Александровича Щербаня.

ВПК: Александр Юрьевич, в январе 2014 года на страницах нашего издания мы говорили с Вами о тенденциях развития спасательного флота и о модульном подходе в судостроении на примере новых катеров поисково-спасательного обеспечения ВМФ. Как нам стало известно, АО «КАМПО» завершило исполнение Государственного контракта на поставку серии из 12 многофункциональных модульных катеров проекта 23370. Искренне поздравляем Вас с этим событием. Наверняка нашим читателям будет интересно узнать об этапах реализации этого проекта, об опыте использования новых катеров, а также о Ваших перспективных планах по развитию модульного подхода в судостроении.

Кулик Александр Юрьевич: Спасибо большое. Завершение Государственного контракта действительно является для нас важным событием, так как, несмотря на внутреннюю уверенность в правильности нашей концепции и в успешности реализации проекта в целом, надо признать, пришлось нелегко. Проект разрабатывался нами совместно с КБ ООО «Квартет-СПб» «с нуля», без опоры на прототипы. Но теперь я могу с уверенностью сказать, что полученный опыт позволяет нам смело смотреть в будущее и системно развивать выбранное направление деятельности.

ВПК: Андрей Александрович, напомните, пожалуйста, для наших читателей, каковы технические характеристики катера.

Щербань А.А.: Длина по корпусу – 20 метров, ширина, 9 – метров, осадка – 1,5 метра, водоизмещение – 100 тонн, автономность по запасам топлива – 3 суток, мореходность – 3 балла. На катере обеспечены комфортные условия пребывания для 8 человек экипажа и спецперсонала.

ВПК: Насколько известно, модульный подход при создании кораблей ВМФ, заложенный в программе военного кораблестроения до 2050 года, направлен на сокращение типоряда судов, на создание конструктивных платформ, на базе которых будут создаваться корабли различного назначения. Уточните, пожалуйста: суть модульного подхода заключается в конструкции судна, в возможности замены его конструктивных элементов?

Кулик Александр Юрьевич: Я могу говорить лишь применительно к нашим модульным катерам, которые действительно являются конструктивными платформами, на базе которых можно создавать катера различного назначения одного типового проекта. Наши катера имеют модульную конструкцию, но этим модульный подход к созданию полноценного катера, способного выполнять функции по назначению, не ограничивается. Модульность наших катеров двоякая – она не только конструктивная, но и функциональная. Каждая из них дает определенные преимущества.

Щербань А.А.: Конструктивная модульность заключается в том, что сам катер состоит из блок-модулей, которые изготавливаются с высокой степенью готовности на нашем судостроительном производстве. Они имеют полное техническое насыщение и отделку. При этом каждый модуль имеет габарит, позволяющий доставлять его в любой регион страны автомобильным, железнодорожным, или водным транспортом и проводить быструю досборку катера в непосредственной близости к месту его последующего базирования. Важно то, что окончательная сборка может проводиться вне судостроительного предприятия, на площадке, оснащенной крановым оборудованием.

ВПК: В чем преимущество такого удаленного строительства? Разве не проще строить катера на обычном судостроительном предприятии?

КуликАлександр Юрьевич: На первый взгляд, это так. И традиционный подход к строительству никто не отменяет. Крупные и технически сложные корабли, безусловно, должны строиться на специализированных судостроительных заводах. Удаленное строительство в этом случае нецелесообразно. Мы же говорим о малотоннажных судах, условно говоря, вспомогательного назначения, и именно здесь появляются преимущества конструктивного модульного подхода. Он позволяет не только экономить моторесурс механизмов катера на перегоне, но и обеспечивает возможности по быстрому наращиванию сил в удаленных регионах, рассредоточению судостроительных мощностей, повышению мобилизационного потенциала.  И это может быть крайне важно в особый период, когда судостроительные заводы загружены строительством и ремонтом более серьезных кораблей.

ВПК: С конструктивной модульностью понятно. Но вы сказали, что для создания судна, способного выполнять функции по назначению, необходимо применение некоей дополнительной модульности. В чем же ее суть?

Кулик Александр Юрьевич: Объясню. В результате удаленного строительства мы получаем не просто катер, а универсальную платформу, которую можно адаптировать под различные задачи. Для того чтобы катер мог выполнять задачи по предназначению, он должен быть оснащен комплексом специализированного оборудования.

И вот тут-то мы подходим к той самой функциональной модульности, которая заключается в следующем. Катера проекта 23370 имеют катамаранную архитектуру, которая обеспечивает большую свободную площадь палубы. При относительно небольшой длине 20 метров катер имеет ширину 9 метров и свободную площадь палубы около 100 квадратных метров. На этой площади могут быть размещены 2 стандартных морских контейнера – 20-футовый и 10-футовый. Они и являются функциональными модулями, в которых оптимально скомпоновано, раскреплено и готово к использованию именно то оборудование, которое обеспечивает катеру возможность выполнения специальных задач.

Щербань А.А.: И надо отметить, что функциональные модули, также как и конструктивные, изготавливаются на нашем производстве и в готовом виде доставляются к месту достройки катера. То есть и здесь имеет место удаленное строительство. Заказчик получает весь комплекс судна определенного назначения одновременно.

ВПК: Как этот принцип функциональной модульности применен в построенной вашим предприятием серии катеров для ВМФ?

Щербань А.А.: Катера поисково-спасательного обеспечения проекта 23370 имеют два исполнения: катер подводно-технических работ (ПТР) и катер аварийно-спасательных групп (АСГ). На катере ПТР установлены 20-футовый контейнер с водолазным комплексом и 10-футовый контейнер с аварийно-спасательным имуществом, а на катере АСГ – 20-футовый контейнер со снаряжением и оборудованием для аварийно-спасательных групп, и с отсеком для пребывания спецперсонала. Катер АСГ дополнительно оснащен пожарным лафетным стволом для обеспечения водопенного пожаротушения аварийного объекта.

ВПК: Если контейнеры съемные, значит, они могут быть установлены на другой аналогичный катер?

Щербань А.А.: Технически, конечно могут, и не только на катер аналогичного проекта, но и на корабль или судно более крупных размерений, при условии достаточного места на палубе. Это дает возможность более гибкого использования как самих катеров, так и отдельно комплексов оборудования и имущества, в зависимости от задач эксплуатанта. При снятых контейнерах катер может использоваться для перевозки грузов, людей, крупногабаритной техники, автомобилей типа УАЗ и ГАЗЕЛЬ. Катера оснащены 5-тонным грузовым краном-манипулятором и могут самостоятельно проводить погрузочно-разгрузочные работы.

ВПК: Теперь становится понятно, почему катера называются многофункциональными. Интересный подход, вероятно, он может быть применен не только в ВМФ, но и в гражданском секторе.

Кулик Александр Юрьевич: Очень в это верим и работаем в этом направлении.

ВПК: Где базируются катера проекта 23370 сегодня? Есть ли опыт их практического применения? Каковы отзывы экипажей?

Щербань А.А.: Наши катера несут службу в составе Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской флотилии. Моряки Каспийской флотилии отмечают возможность использования судна при проведении работ на  в узких протоках дельты Волги, в каналах и в пункте базирования. Катер может маневрировать на малой скорости и осуществлять разворот практически на месте за счет наличия гидравлических винторулевых колонок с углом поворота 60 градусов на каждый борт. Экипажи катеров не раз это подтверждали. Высокую эффективность работы отметили на Черноморском флоте. По словам экипажа катера «СМК-2094», через шесть секунд после дачи хода катер может выйти на максимальную скорость.

Заместитель Главнокомандующего ВМФ вице-адмирал А. Федотенков от имени Военно-Морского Флота поблагодарил наше предприятие за создание катеров нового поколения, отдельно отметив высокое качество строительства катеров и комфортные условия, созданные для пребывания и работы экипажа и специалистов.

Выявляются, разумеется, и отдельные недостатки, которые либо оперативно устраняются, либо учитываются при строительстве следующих заказов.

Кулик Александр Юрьевич: И практический опыт, безусловно, имеется. В течение двух лет наши катера  уже приняли участие в нескольких специализированных операциях и подтвердили свою многозадачность. В 2013 г. в Санкт-Петербурге головной катер «СМК-2093» из состава Балтийского флота успешно выполнил задачи по поиску, подъему и транспортировке к причалу затонувшего автомобиля. Операция была проведена без привлечения дополнительных плавсредств, катер самостоятельно выполнил функции нескольких специализированных судов – поискового, водолазного, плавкрана, баржи и буксира.
В 2014 году катер «СМК-2094» из состава Черноморского флота был привлечен к подъему с глубины 12 метров большого потиволодочного корабля (БПК) «Очаков» на озере Донузлав в Крыму. При помощи штатных водоотливных средств общей производительностью 600 м³/час катер участвовал в откачке воды из затопленных отсеков БПК.

Катера проекта 23370 привлекаются не только для проведения спецопераций, но и для более мирных мероприятий, таких как, например празднование Дня Военно-Морского Флота, участие в Международном Военно-Морском салоне, обеспечение безопасности XIX Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ 2015).

ВПК: Двенадцать катеров построено. Проект подтвердил свою успешность. Каковы дальнейшие перспективы?

Кулик Александр Юрьевич: Перспективы вполне позитивные, и мы намерены и дальше идти по пути модульного подхода, который мы уже применяем не только при строительстве катеров. Сегодня нами спроектированы и построены для ВМФ 5 модульных понтонных комплексов базирования (МПКБ). Они представляют собой плавпричалы и плавучие площадки, состоящие из транспортабельных понтонов, которые могут многократно собираться и разбираться при помощи оригинальных быстроразъемных соединений «Дуплекс» нашей собственной разработки. Тема модульных понтонных систем обширна, многогранна и достойна отдельного разговора, сейчас скажу только, что при производстве этих систем применяется аналогичный катерам принцип удаленного строительства и, так же, как и катера, МПКБ комплектуются комплексами специализированного оборудования в контейнерном исполнении. То есть налицо те же два типа модульности – конструктивная и функциональная.

Что касается катеров, то готов доложить, что в развитие проекта 23370 нами, опять же совместно с ООО «Квартет СПб», создается новый катер-катамаран проекта 23370М с улучшенными характеристиками.

Щербань А.А.: Катера будут иметь большее водоизмещение (до 150 тонн), большую длину по корпусу (24,2 м), более высокую скорость полного хода (13 узлов) и улучшенную обитаемость (3 человека экипажа и 9 человек спецперсонала). Катер проектируется на класс судов смешанного (река-море) плавания.

Кулик Александр Юрьевич: На сегодняшний день нами уже заключен Государственный контракт на поставку Военно-Морскому Флоту трех многофункциональных модульных катеров проекта 23370М в период с 2016 по 2018 гг.

Надеемся, что наша работа по созданию катеров нового проекта, как и уже переданных ВМФ катеров, получит положительные оценки как со стороны командования ВМФ, так  и со стороны экипажей.

ВПК: Спасибо большое за интересную беседу. Желаем в наступающем году дальнейших успехов в создании новой техники и новых нестандартных решений!

техники и новых нестандартных решений!

Катера проекта 23370

Заводской номер

Бортовой номер

(наименование*)

Назначение

Базирование

101

СМК- 2093

Катер подводно-технических работ

Ломоносов

102

СМК-2094

Катер подводно-технических работ

Севастополь

103

СМК-2097

Катер аварийно-спасательных групп

Ломоносов

104

СМК-2098

Катер аварийно-спасательных групп

Ломоносов

105

СМК-2100

Катер подводно-технических работ

Астрахань

106

СМК-2102

Катер подводно-технических работ

Астрахань

107

СМК-2103

Катер аварийно-спасательных групп

Астрахань

108

СМК-2104

Катер аварийно-спасательных групп

Астрахань

109

СМК-2169

Катер подводно-технических работ

Севастополь

110

СМК-2170

Катер аварийно-спасательных групп

Балтийск

111

СМК-2171

Катер аварийно-спасательных групп

Севастополь

112

СМК-2172

Катер подводно-технических работ

Балтийск