Вы здесь

Многофункциональный, значит универсальный

В состав аварийно-спасательного отряда Черноморского флота, которым командует капитан 2 ранга Сергей Шевченко, недавно вошел новый спасательный многофункциональный модульный катер СМК-2169. Он интересен и своей оригинальной конструкцией и еще потому, что построен в Севастополе. Предприятие-строитель – АО «КАМПО» (г. Орехово-Зуево), а сама строительная площадка находилась на набережной Камышевой бухты. К осени катер был закончен постройкой, а 25 ноября состоялись его государственные испытания. Все прошло, по большому счету, успешно, и экипаж катера приступил к освоению техники и подготовке к сдаче курсовых задач.

В чем новизна проекта? Катер спроектирован и построен в соответствии с современными требованиями к спасательным судам такого класса. Во-первых, корпус представляет из себя катамаран, что позволяет при водоизмещении в 109 тонн иметь достаточно большую полезную площадь верхней палубы и выполнять работы при волнении моря до 4 баллов. При скорости в 9,2 узла катер имеет дальность плавания 292 мили. Во-вторых, насыщение спасательным оборудованием выполнено по модульному принципу. Другими словами – весь водолазный комплекс умещается в контейнере, который при необходимости можно быстро перебрасывать на другие суда и плавсредства. В-третьих, благодаря двум винто-рулевым колонкам с гребными винтами фиксированного шага катер обрел повышенную маневренность, что при водолазных и спасательных работах нужно практически всегда. И еще одна важная характеристика – отечественная техника решительно теснит западные образцы и аналоги. Да, на катере стоят пока еще итальянские дизели и французская гидравлика, да и навигационные системы во многом ориентируются на GPS, но уже внедрён дублирующий российский «Глонасс», радует глаз отечественное водолазное оборудование, изготовленное на заводе АО «КАМПО» в Орехово-Зуево. Преобладают отечественные разработки и в судовых системах.

Катер начал осваивать экипаж в составе трех человек – капитана Виталия Ульянова, бывшего капитана РВК-860, механика судовых систем Александра Тихого и моториста Василия Жолоба. Все моряки имеют солидный опыт и потому каких-либо существенных заминок при эксплуатации материальной части не зафиксировано.

Водолазная станция представлена несколькими водолазами. Водолаз 1 класса Алексей Дмитриев работает по специальности в спасательной бригаде и отряде 16 лет, имеет подводный «стаж» 5.000 часов. Не уступают ему в профессионализме и водолазы Антон Анисимов, Игорь Афанасенко, Сергей Бычук и Вячеслав Скрипник. Снаряжение и оборудование водолазной станции позволяет производить подводные работы любой сложности на глубинах до 45 метров.

«Недавно экипаж и водолазы успешно сдали первую курсовую задачу,– говорит Алексей Дмитриев, – энергетика и судовые системы работают нормально, в штатных режимах. Водолазы опускались на малые глубины в снаряжении СВУ-5-1 (со шлемом) и в СВУ-5-2 (с маской) без каких-либо проблем. Катер действительно современный. Бытовые условия для экипажа и водолазов заметно улучшены по сравнению с предыдущими катерами. Контейнерный водолазный комплекс (КВК) удобен и мобилен. Он включает в себя барокамеру нового образца, водолазную станцию, компрессор и средства связи. Проверены в работе и погружные насосы производительностью 450 кубометров в час. Теперь на очереди у нас вторая курсовая задача и более серьезная проверка в море».

Функции спасательного многофункционального модульного катера СМК-2169 включают в себя несколько направлений деятельности – поиск и обследование подводных объектов на глубинах до 45 метров, обеспечение боевой деятельности кораблей и судов в море, выполнение подводно-технических, гидротехнических и других работ на шельфе, оказание помощи экипажам аварийных кораблей и судов.

Как известно, подобных многофункциональных катеров АО «КАМПО» построило 12 единиц. Все они «прижились» на российских флотах и нормально несут свои трудовые вахты, успешно оперируя в прибрежных районах военно-морских баз. СМК-2169 очень скоро тоже встанет на черноморскую трудовую вахту и подтвердит, что его техника и возможности отвечают требованиям современного момента.

Андрей Лубянов

Фото автора